Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 

Добро пожаловать на сайт 

        Детского сада "Солнышко" 

                                 МАДОУ "Детский сад № 13"

 

Учредитель: Администрация 

Краснокамского муниципального  района
в  лице Управления системой образования

Игры с водой. Мама, папа поиграй со мной.

 

Игры с водой. Мама, папа поиграй со мной.

 

Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. Родители, при выборе развивающей среды, отдают предпочтение компьютерным программам, спортивным и художественным кружкам, которые не могут заменить кропотливой и созидательной работы, осуществляемой в процессе переливания, мытья (растений, игрушек), стирки мелких вещей (платков, носочков и т.п.), играх с плавающими игрушками. Дети не только мало используют собственные руки и разум для познания "картины мира" с помощью воды, но и мало наблюдают такую деятельность у взрослых. А ведь даже процесс купания ребенка можно превратить в увлекательное развивающее занятие. 

Попробуем "отобрать" те игрушки и предметы, которые целесообразнее всего использовать в играх с водой. В первую очередь, это, конечно, пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).Во-вторых, разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик) или передвигаются под водой (рыбки, машинки). Кроме того, можно применять и природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди), а так же сачки, удочки-игрушки, ложки, половники, пинцеты, пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.

В чём же развивающий секрет игр с водой, спросите вы, уважаемые родители? Давайте разберёмся.

Итак, во-первых, в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

Во-вторых, дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

В-третьих, помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

В-четвёртых, сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

В-пятых, бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

В-шестых, в процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

В-седьмых, в процессе сравнения формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

В-восьмых, формируются геометрические представления, для чего используются пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр:

 

• игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

• игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В домашних условия в игры с водой целесообразнее играть в ванной комнате. Для этого можно использовать не только саму ванну, но и раковину. Если игры проводятся в раковине, то важным условием будет комфортное местоположение ребенка. Подберите малышу удобный по высоте стул или специальную лесенку, которые бы позволяли ребенку свободно манипулировать предметами, а так же "приклеивать" их к поверхности кафеля.

Варианты игр и игровых упражнений с водой

 

"Теплая и холодная"

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание и память.

Нам понадобятся: два тазика с водой.

Ход игры. Перед ребенком два тазика с холодной и теплой водой. Вы вместе с ребенком опускаете кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения:

"Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная".

Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3-4, и предложив ребенку самостоятельно на ощупь определить, где теплая, а где холодная вода. "Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода".

"Узнай воду по вкусу"

Цель: развивать вкусовые ощущения, внимание и память.

Нам понадобятся: три одинаковые чашки или стакана с кипячёной водой, сахарный песок, соль, лимонный сок, чайная ложка.

Ход игры. Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Вы вместе с ребенком добавляете в одну из них соль, в другую - сахарный песок, в третью - лимонный сок. "Посмотри, что это в чашках? (Вода.) Давай с ней поиграем. В эту чашку добавим соль. Вот она. Насыпь ложкой соль в эту чашку. Размешай. Давай попробуем водичку в чашке". Ребенок вместе с вами пробует воду с помощью чайных ложек. Вместе вы определяете, что она стала соленая. Аналогично проводится работа с сахарным песком и лимонным соком. Затем чашки переставляются местами, и вы просите малыша определить на вкус, какая вода в каждой чашке: соленая, сладкая, кислая: "Ой. Пока мы с тобой отвернулись, к нам прилетела сорока и перепутала все чашки местами. Как же мы теперь найдем, где сладкая вода, где кислая, а где соленая? Наверное, надо ее попробовать. Возьми ложку и попробуй водичку. Какая здесь водичка?" Затем ребенок определяет воду на вкус в двух других чашках.

"Найди воду такого же цвета"

 

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание цветов, закрепить умение сравнивать и соотносить цвет, развивать цветовое восприятие, внимание, мышление и память.

Нам понадобятся: 3-6 прозрачных стаканчика с водой, гуашевые краски, кисточка, шарик для пинг-понга.

Ход игры. Перед ребенком стоят от 3 до 6 стаканчиков с водой. " посмотри внимательно на воду в стаканчиках. Какая она (прозрачная)? Давай в каждый стаканчик добавим немного гуашевой краски". В каждый стаканчик с помощью кисточки последовательно добавляется краска определённого цвета. "Размешай зелёную краску в водичке. Какого цвета стала вода?" Такая работа проводится с каждым стаканчиком. "А теперь найди воду зелёного цвета и опусти в неё шарик". Если ребенок затрудняется самостоятельно найти воду заданного цвета, то вы предлагаете показывая на цвет краски, найти воду такого же цвета. "Посмотри на краску, она зеленого цвета. Найди такую же водичку, зелёную".

"Цифры плавают в пруду"

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание числового ряда, развивать внимание и память.

Нам понадобятся: пластиковые цифры, ёмкость с водой.

Ход игры. Бросаем в воду пластиковые цифры. После этого предлагаем ребёнку поиграть с цифрами-рыбками, плавающими в "пруду". "Назови цифры, которые плавают в воде. А теперь бери по одной по порядку и "приклеивай" их к стене". После того как малыш выложит цифры по порядку, просим его отвернуться от стены и меняем цифры местами. "Посмотри на цифры, ничего не изменилось? Исправь ошибку, поставь цифры по порядку". При необходимости можно еще раз смочить цифру в воде, восстанавливая ее свойства (намоченная в воде фигурка легко приклеивается к кафелю).

"Угадай букву, плавающую "на животе"

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память.

Нам понадобятся: пластиковые буквы, ёмкость с водой.

Ход игры. "Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно". Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение.

"Сосчитай игрушки"

Цель: закрепить знание числового ряда и состава числа, развивать внимание, память и мышление.

Нам понадобятся: пластиковые цифры, два тазика с водой, игрушки или природный материал (камешки, ракушки, орехи).

Ход игры. Ставим перед ребенком два тазика с водой, в один опускаем различные игрушки или природный материал. Во второй бросаем пластиковую цифру. "Назови цифру, которая отправилась плавать". Ребенок называет цифру. "А теперь достань из тазика, где лежат разные предметы, такое количество игрушек (ракушек, камешков), какое обозначает эта цифра. Доставай по одной игрушке, считай и бросай их в тазик, где плавает цифра". Малыш достает из первого тазика по одному предмету, бросает их в другой тазик и считает. "Пересчитай все игрушки в тазике, где плавает цифра. Скажи, сколько всего игрушек ты бросил в таз, где плавает цифра? Почему?".

Игра повторяется с другими цифрами столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока поддерживается его игровой интерес.

"Тяжелый и легкий"

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) представление о величине (тяжёлый - лёгкий, большой - маленький), закрепить умение сравнивать предметы по весу, закрепить знание правой и левой руки, развивать внимание и память.

Нам понадобятся: два камня, разных по величине, ёмкость с водой.

Ход игры. Предложите ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую - маленький. "В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий?".

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"