Как обучать детей звуковому анализу слов
 

Добро пожаловать на сайт 

        Детского сада "Солнышко" 

                                 МАДОУ "Детский сад № 13"

 

Учредитель: Администрация 

Краснокамского муниципального  района
в  лице Управления системой образования

 

Как обучать детей звуковому анализу слов

 

 

Консультацию подготовила

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №13»

Мария Александровна Вотинова

 

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Что же такое «фонематический (звуковой) анализ»?

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

-выделение звука из слова,

- определение первого звука,

-установление места звука (начало, середина, конец слова),

-полный звуковой анализ.

 

Уважаемые родители, помните:

 1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

 

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

 

А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

 

 

«Сколько слов со звуком У (или любым другим)?»:

взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Первый звук».

Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

 

«Сломанный телевизор»

Для игры необходима любая рамочка, которая

держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу.

Ребёнок определяет звуки и их последовательность.

  

«Поймай песенку».

Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши.

Песня исполняется протяжно.

Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т. д.

 

«Где прячется звук».

 Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук

«о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).

 

 «Цепочка слов».

Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее ( мяч чемоданноссанкииглаабрикос. И т.д.)

Дата последнего обновления страницы 02.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»