Фонематический слух – основа правильной речи
 

Добро пожаловать на сайт 

        Детского сада "Солнышко" 

                                 МАДОУ "Детский сад № 13"

 

Учредитель: Администрация 

Краснокамского муниципального  района
в  лице Управления системой образования

 

Фонематический слух – основа правильной речи

 

Консультацию подготовила

 учитель – логопед Тихомирова М.А.

 

Фонематический слух – основа правильной речи

 

           Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать  и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

         Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слышать и слушать. Вы вскоре заметите, что малыш начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

 

                           Игры для развития слухового внимания

 

           «Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать.

 

           «Где позвонили?»  Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, показать рукой направление. Игру повторяют 4 – 5 раз.

 

           «Угадай, кто сказал».  Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая голосам героев. Ребенок поднимает соответствующую картинку.

 

                        Игры для развития фонематического слуха

 

          «Так ли это звучит?»  Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. (лук – луг, роса – роза)

 

          «Кто внимательный ?».  Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

         «Звуковые песенки».  Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа:

                 АУ – дети кричат в лесу,

                 ИА – кричит ослик,

                УА – плачет ребенок и т.д.

    Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке.

 

        «Кто первый?»  Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного А, О, У, И. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук ( У-у-удочка). Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

 

      «Определи место звука в слове»  Ребенку предлагают произнести слово и определить, где спрятался данный звук: в начале слова, в середине или в конце слова. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему выделить этот звук в слове голосом.

Дата последнего обновления страницы 02.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»