Речевая готовность ребенка перед школой
 

Добро пожаловать на сайт 

        Детского сада "Солнышко" 

                                 МАДОУ "Детский сад № 13"

 

Учредитель: Администрация 

Краснокамского муниципального  района
в  лице Управления системой образования

 

Речевая готовность ребенка перед школой

 

  Консультацию подготовила

 учитель – логопед Тихомирова М.А. 

 

     Каждую весну оживление и волнение приходится наблюдать не только в природе, но и среди родителей будущих первоклассников. Они приводят детей в школу на занятия по подготовке в первый класс, просят посмотреть ребёнка логопеда, психолога. Набор вопросов от родителей стабилен каждый год: «Ну, как, готовы мы к школе? А по какой программе нам отдавать ребёнка? А мой ребёнок всё знает или подучить что-то?».

     На что должны обратить внимание родители перед поступлением ребенка в школу:

1.Звуковая сторона речи. К моменту поступления в школу ребёнок должен правильно произносить все звуки речи. Ребенок  должен звуки дифференцировать (различать) на слух. Придумывать слова на любой заданный звук.  Сливать звуки в слово (с-л-о-н --- слон).  

2.Слоговая структура слов. Ребёнок должен уметь воспроизводить слова различной слоговой структуры  (скакалка, квартира, аквариум, лекарство, парикмахерская и т.д.). А также предложения состоящие из этих слов (Регулировщик  стоит на перекрёстке. Троллейбус остановился около светофора.)

3. Фонематические представления. Ребенок должен уметь определять, есть ли в слове заданный звук? (есть звук «Р» в словах бобы, горох, капуста…) Называть первый и последний звуки, называть все звуки в слове МАК и т.д.

4. Словарь и грамматический строй речи.  Предлагаем родителям провести игры со своими детьми.

Игра «Назови части».

Ребёнок должен перечислить части предмета (птица — клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост; рубашка - петли, манжеты, воротничок; чайник — крышка, носик, донышко, ручка; ботинок- язык, каблук, подошва, шнурок).

 

Игра «Назови во множественном числе»

Ребенок должен уметь образовывать слова во множественном числе, правильно при этом изменять слово.  ( лампа – лампы – много ламп, пень – пни – много пней, ухо – уши – много ушей)

 Игра «Согласование с числительными»

Ребенок  должен правильно выполнять счет предметов. (согласовывать существительное и числительное). (одна змея, две змеи, три змеи, четыре змеи, пять змей, шесть змей, … десять змей)

Игра «Назови предлог правильно»

Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве (вверху - внизу, далеко – близко,…), в своем теле (право – лево), ориентироваться на листе бумаги. Также необходимо, чтобы ребенок  использовал  в речи простые и сложные предлоги.  Чтобы проверить насколько точно в речи ребёнок использует предлоги, из бумаги сделайте птичку. Перемещая птичку по комнате, ребёнок сообщает вам, где она находится: птичка на дереве, над домом, под кустом, между домами, под крышей, в небе и т. д.

 

Игра «Какой,  какая,  какие,  какое?»

Ребенок должен иметь хороший запас слов – признаков (количество прилагательных обозначающих цвет, форму, величину предмета). Например: ребёнок разукрашивая огурец комментирует: «Огурец зелёный, длинный, овальный, сочный, хрустящий; цыплёнок — маленький, жёлтые, пушистый».

Ребёнок должен подобрать 3-4 признака к предмету.  Обратите внимание ребёнка из чего сделаны предметы: «Дом из дерева, он — деревянный, окна из стекла, они — стеклянные, трактор из железа, он — железный».

 

Игра «Сварим компот»

Играя в эту игру, вы проверите, как ваш ребёнок образует прилагательные от существительных, верно ли согласует существительные с прилагательными.

 «Все овощи и фрукты поспели, мы будем с тобой собирать урожай и делать заготовки. Если сварим варенье из малины, оно будет малиновое, а если сварить из вишни -, из сливы -, из яблок -? А теперь закрывать будем компот: из вишни — вишнёвый, из яблок — яблочный и т.д.».

Игра «Назови действие»

Проверьте словарь действий (глаголов). Как передвигается конь? Как голос подаёт? (Конь скачет, ржёт). Что делает тракторист? (Тракторист пашет, сажает, убирает урожай.)

 

5. Связная речь.

Попросите ребёнка рассказать о его любимом сказочном герое. Предложения должны быть распространённые и состояли из 5-6 слов. В этом возрасте в речи ребёнка должны быть предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Речь — эмоционально окрашена.

  Грамотная устная речь является фундаментом образования, общения, важным звеном для успешности ребенка в школе. Каждый из родителей должен это осознавать и помочь своему ребёнку в обогащении и расширении словаря, а именно игра поможет это сделать ненавязчиво и интересно.

Желаю успехов!

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»