ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ
 

Добро пожаловать на сайт 

        Детского сада "Солнышко" 

                                 МАДОУ "Детский сад № 13"

 

Учредитель: Администрация 

Краснокамского муниципального  района
в  лице Управления системой образования

 

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ

 

Консультацию подготовила

учитель-логопед Тихомирова М.А.

 ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ

«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай, поиграй, бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам?

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно.

Идея успешного обучения в следующем:

u сначало нужно научить выделять звуки в слове;

u  затем–заменять звук буквой.

        Ясное, осознанное различие звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.

Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приема у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает.

 Вот самые простые игры со звуками.

Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук «а» в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук а?» Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку отдает фант.

А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» -«нос» - «санки» - «игла» и т.д.

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы – «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.

Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперед и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесем стоящую впереди согласную – твердо или мягко. Ребенок не умеет забегать глазами вперед – он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней – «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтет одинаково.

Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: ла, лу, ло, лы.

Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.
Дата последнего обновления страницы 20.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»